Оригинальная журналистика (источник BBC Academy)

Разговариваете ли вы с другом, читаете ли газету или журнал, даже если просто увидели что-то на улице - всегда спрашивайте себя "почему?"

Источник: BBS Academy

Чтобы ваш материал получился оригинальным, не забывайте, что главное - это ваши любознательность и пытливость.

Каждый журналист стремится сделать так, чтобы его материал звучал интересно, по-новому.



Данное руководство составлено на основе лекций и семинаров, которые проводил для журналистов Би-би-си бывший редактор программы Today Кевин Марш.

Именно поэтому мы и выбрали профессию журналиста. Сама фраза "оригинальная журналистика" звучит как тавтология - по сути, тавтологией она и должна являться. Вся суть журналистики - в том, чтобы сообщать людям новое, интересное, интригующее. Все журналисты, даже самые опытные и известные, всегда беспокоятся о том, насколько оригинален их материал. Оригинальность можно наработать, она приходит с опытом. Однако, как полагают многие, создавать по-настоящему оригинальный материал становится все сложнее и сложнее. Сегодня объем работы журналистов намного больше, чем несколько лет назад. Неудивительно, что из-за огромной нагрузки часто складывается впечатление, что вся работа направлена на обработку материала, а не на его поиск. Кроме того, само количество информации (и дезинформации), доступное в интернете, нередко попросту ставит в тупик.


Мышление и привычки. Оригинальность требует времени, больших усилий и постоянной практики. Будьте готовы к тому, что придется начать мыслить по-новому и, возможно, отказаться от ряда привычек. Выбор за вами.

Любознательность. Когда я подбирал материал для этих лекций, я общался со многими работающими на Би-би-си редакторами, корреспондентами, продюсерами и другими своими коллегами. Интересовался, что они могут посоветовать начинающим журналистам, чтобы их материалы были оригинальными. Первым пунктов в списке почти каждого их них было одно и то же слово: любознательность. Если вы недостаточно пытливы - хорошим журналистом вам не быть. "Если вы ни разу не приходили на работу со своей собственной идеей репортажа или сюжета, пора учиться искусству поиска информации", - говорят наши коллеги из Белфаста. 

Один из них, к примеру, работал с редактором, который "мог поспорить с кем-угодно, что на 500 метрах пути сможет найти больше идей для репортажа, чем кто-либо другой. Почему не сообщить о количестве мусора на улице, правилах парковки, числе новых машин, людях, курящих в кафе, потому что на рабочем месте им запретили, открытии/закрытии магазинов, бездомных со своими историями, строительных площадках. И действительно, сколько раз мы проходили мимо строек и даже не думали поинтересоваться: "Что же здесь строят?" Еще один мой коллега уверен, что "нужно быть настолько любопытным, чтобы при виде белой стены у вас сразу возникал вопрос: а почему она белая?"

Задавайте вопросы. Так как же тренировать любознательность? Исключительно на практике. Однако будьте готовы к тому, что, когда вы войдете во вкус, есть риск показаться человеком чересчур надоедливым и дотошным. Знайте меру. Разговариваете ли вы с другом, читаете ли газету или журнал, даже если просто увидели что-то на улице - всегда спрашивайте себя "почему?".

Старайтесь мысленно задавать себе все возможные вопросы, которые возникают у вас после того, как вы что-то увидели, услышали или прочитали. Можно тренироваться на разделе коротких новостей в газетах. Найдите самую немногословную заметку, внимательно прочитайте и начинайте задавать вопросы, на которые в ней ответов нет.

Реакция на информацию. Учитесь сразу реагировать на полученную информацию. Какова ваша первая реакция? О чем вы подумали с самого начала? Подумают ли также другие? А что если ваша реакция была ошибочной? К чему это приведет? Упражняйтесь постоянно, всегда и везде - вполне вероятно, что вы заметите важную деталь, которую другие упустили. Вот что по этому поводу думает редактор программы Newsnight на телевизионном канале BBC2 Майкл Крик: "Каждый день, когда вы редактируете свой материал, всегда спрашивайте себя - могу ли я добавить что-то новое, чтобы сделать материал более оригинальным?" Чтобы научить себя мыслить как журналист, совсем не обязательно иметь специальные навыки. Просто интересуйтесь всем, будьте любознательны!

Один из главных редакторов вспоминает свое первое задание, когда он работал практикантом на одной из британских радиостанций: "Я понятия не имел, что делать. Я не знал ни города, ни людей, не знал, с чего начинать. На помощь мне пришло заявление премьер-министра - тогда это была Маргарет Тэтчер - о введении эмбарго на торговлю с Советским Союзом в ответ на вторжение советских войск в Афганистан. Вроде бы это не имело никакого отношения к моей сфере работы, но, поразмыслив, я решил представить, как введение санкций скажется на работе местных предпринимателей. Я связался с руководителем одной из ведущих экспортных компаний города, который к тому же был шишкой в местной Консервативной партии. Как выяснилось, он был очень зол в связи с решением правительства, и интервью стало нашей главной новостью. Потом об этом сообщили и центральные газеты, и телевидение". 

Спортивные новости. Спортивными новостями можно заинтересовать любого слушателя, а не только заядлых спортивных болельщиков. "Трудно себе представить, но многие люди, завидев на экране спортивный сюжет, идут на кухню ставить чайник", - говорит спортивный обозреватель программы Midlands Today Иан Винтер. Тем не менее, всегда можно найти способ, чтобы убедить аудиторию, что предмет вашего интереса - не только сам спортивный результат. Это особенно важно при работе над общими выпусками новостей (по сравнению с отдельными спортивными программами).

Вот что советует Иан:

  • Сфокусируйтесь на спортсмене, а не на его виде спорта: зрителей всегда заинтересуют сюжеты о конкретных людях, будь то спортивные или любые другие новости; 
  • Копайте глубже: спорт и окружающая его индустрия наверняка дадут немало поводов для создания интересных сюжетов; 
  • Идите по следу денег: часто всплывают любопытные сведения об известных людях, инвестирующих в большой спорт, к примеру, о магнатах, покупающих футбольные клубы; 
  • Куда идут деньги налогоплательщиков? Помните, что не всем зрителям интересны новости о спорте. Однако очень многим будет интересно знать, как используются их налоги. Может быть, для строительства спортивных объектов, которые никому не нужны?

Комментарии