"Очень важно сразу, на начальном этапе, предоставить гарантии анонимности и четко определить условия, на которых вы говорите".
Источник: BBS Academy
Суть телевидения заключается в том, что зритель может увидеть историю; в том, что доказательства представлены визуально, зафиксированы.
В ходе журналистских расследований, однако, репортеры часто имеют дело со сведениями, которые они получают на особых условиях (“не для записи”); с анонимными сообщениями; информацией от осведомителей; утечкой документов, намеками или даже полуправдой.
Получить надежные доказательства для телевизионного репортажа из потока такого рода информации бывает непросто.
Вот что рассказывает журналист Би-би-си Мэтт Проджер о расследовании, которое он вел в 2009 году, по факту смерти социально незащищенных детей в английском Донкастере. Прежде всего, в ходе расследования дела о гибели мальчика по имени Питер (как его тогда называли – "Baby P" ребенок “Пи“) Мэтт понял, что в службах местного совета по делам несовершеннолетних в округе Харингей существуют фундаментальные проблемы. Дело в том, что за предшествующие четыре года в округе умерли семь детей, причем пять из этих смертей имели место в течение последнего года.
Изучение темы. Первый этап любого журналистского расследования заключается в том, чтобы заложить фактическую основу, тщательно изучив предмет. "Вам нужно поговорить с как можно большим числом людей, причем как можно подробнее. Это сложная работа, которая может занять много времени, требует больших ресурсов, но это единственный способ изучить материал и получить полноценную информацию. И это единственный способ представить различные точки зрения".
Конфиденциальность. Неудивительно, что люди, близко связанные с этой темой, не желали говорить о событиях открыто. Так как же общаться с людьми, которые сильно нервничают, и которые готовы говорить только "не для записи"? Мэтт объясняет: "Очень важно сразу, на начальном этапе, предоставить гарантии анонимности и четко определить условия, на которых вы говорите". Так что же именно представляет собой разговор "не для записи"? "Это означает, что вы не будете упоминать имена тех людей, с которыми говорили, в своем репортаже. Это также значит, что вы не будете раскрывать их имен или другой идентифицирующей информации и другим людям". "Существует целый ряд лиц, с которыми я общался в режиме "не для записи", настаивавших на том, чтобы я не разглашал факт разговора с ними, поскольку иначе кто-то сможет догадаться, кто они. Информация начнет распространяться бесконтрольно". "И еще несколько важных подробностей: ведите дневники, делайте и храните подробные записи; убедитесь, что у вас есть адреса личной электронной почты, номера домашних и мобильных телефонов главных ваших контактов".
Беспристрастность. Журналисты программы Newsnight вскоре после начала сбора материала обнаружили, что количество людей, которые были готовы с ними говорить, катастрофически мало. Помимо этого, мэр города также отказался дать интервью. В таких условиях репортаж мог получиться односторонним. "У нас был целый ряд людей, готовых критиковать мэра, но тогда у нас не было бы его версии произошедшего. Поэтому нам надо было поговорить с другими людьми, работающими в местном совете, которые больше симпатизировали мэру, чтобы попытаться получить и другую сторону истории, максимально выяснить его точку зрения. Таким образом мы вырабатывали более сбалансированный подход к освещению этих событий". И, конечно, учитывая серьезность обвинений, мы с самого начала обратились к адвокату Би-би-си, который консультировал нас по ходу подготовки репортажа. Мэтт: "Нашей конечной целью было выяснить всю правду".
Подача идеи. Далеко не всем редакторам нравятся подобные темы. Журналистские расследования вообще требуют много времени и стоят денег. Причем нет абсолютной гарантии результата. Помимо этого, перспектива быть привлечённым к ответственности за клевету еще больше может склонить осторожного редактора к решению освещать что-то менее сложное или опасное чем то, что предлагаете вы. Вот что советует Мэтт в такой ситуации: "Упорно ищите информацию. Пытайтесь получить как можно больше сведений и доказательств. Недостаточно просто сказать: "Здесь что-то не то" или "Мне кажется, там происходит что-то подозрительное". По сути, вам надо собрать досье. Это тяжелый труд, порой неблагодарный, да и ждать результата приходится дольше. К тому же ваш репортаж может выйти в эфир не так быстро, как другие. Однако, когда он, наконец, выходит в эфир, ощущение радости от сделанной работы, лучше всякой награды".
Источник: BBS Academy
Суть телевидения заключается в том, что зритель может увидеть историю; в том, что доказательства представлены визуально, зафиксированы.
В ходе журналистских расследований, однако, репортеры часто имеют дело со сведениями, которые они получают на особых условиях (“не для записи”); с анонимными сообщениями; информацией от осведомителей; утечкой документов, намеками или даже полуправдой.
Получить надежные доказательства для телевизионного репортажа из потока такого рода информации бывает непросто.
Вот что рассказывает журналист Би-би-си Мэтт Проджер о расследовании, которое он вел в 2009 году, по факту смерти социально незащищенных детей в английском Донкастере. Прежде всего, в ходе расследования дела о гибели мальчика по имени Питер (как его тогда называли – "Baby P" ребенок “Пи“) Мэтт понял, что в службах местного совета по делам несовершеннолетних в округе Харингей существуют фундаментальные проблемы. Дело в том, что за предшествующие четыре года в округе умерли семь детей, причем пять из этих смертей имели место в течение последнего года.
Изучение темы. Первый этап любого журналистского расследования заключается в том, чтобы заложить фактическую основу, тщательно изучив предмет. "Вам нужно поговорить с как можно большим числом людей, причем как можно подробнее. Это сложная работа, которая может занять много времени, требует больших ресурсов, но это единственный способ изучить материал и получить полноценную информацию. И это единственный способ представить различные точки зрения".
Конфиденциальность. Неудивительно, что люди, близко связанные с этой темой, не желали говорить о событиях открыто. Так как же общаться с людьми, которые сильно нервничают, и которые готовы говорить только "не для записи"? Мэтт объясняет: "Очень важно сразу, на начальном этапе, предоставить гарантии анонимности и четко определить условия, на которых вы говорите". Так что же именно представляет собой разговор "не для записи"? "Это означает, что вы не будете упоминать имена тех людей, с которыми говорили, в своем репортаже. Это также значит, что вы не будете раскрывать их имен или другой идентифицирующей информации и другим людям". "Существует целый ряд лиц, с которыми я общался в режиме "не для записи", настаивавших на том, чтобы я не разглашал факт разговора с ними, поскольку иначе кто-то сможет догадаться, кто они. Информация начнет распространяться бесконтрольно". "И еще несколько важных подробностей: ведите дневники, делайте и храните подробные записи; убедитесь, что у вас есть адреса личной электронной почты, номера домашних и мобильных телефонов главных ваших контактов".
Беспристрастность. Журналисты программы Newsnight вскоре после начала сбора материала обнаружили, что количество людей, которые были готовы с ними говорить, катастрофически мало. Помимо этого, мэр города также отказался дать интервью. В таких условиях репортаж мог получиться односторонним. "У нас был целый ряд людей, готовых критиковать мэра, но тогда у нас не было бы его версии произошедшего. Поэтому нам надо было поговорить с другими людьми, работающими в местном совете, которые больше симпатизировали мэру, чтобы попытаться получить и другую сторону истории, максимально выяснить его точку зрения. Таким образом мы вырабатывали более сбалансированный подход к освещению этих событий". И, конечно, учитывая серьезность обвинений, мы с самого начала обратились к адвокату Би-би-си, который консультировал нас по ходу подготовки репортажа. Мэтт: "Нашей конечной целью было выяснить всю правду".
Подача идеи. Далеко не всем редакторам нравятся подобные темы. Журналистские расследования вообще требуют много времени и стоят денег. Причем нет абсолютной гарантии результата. Помимо этого, перспектива быть привлечённым к ответственности за клевету еще больше может склонить осторожного редактора к решению освещать что-то менее сложное или опасное чем то, что предлагаете вы. Вот что советует Мэтт в такой ситуации: "Упорно ищите информацию. Пытайтесь получить как можно больше сведений и доказательств. Недостаточно просто сказать: "Здесь что-то не то" или "Мне кажется, там происходит что-то подозрительное". По сути, вам надо собрать досье. Это тяжелый труд, порой неблагодарный, да и ждать результата приходится дольше. К тому же ваш репортаж может выйти в эфир не так быстро, как другие. Однако, когда он, наконец, выходит в эфир, ощущение радости от сделанной работы, лучше всякой награды".
Комментарии
Отправить комментарий